суббота, 1 декабря 2007 г.

КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПРОЕКТА "ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО"

1.Постановка проблемы


Время – бурный поток, который меняет практически все в нашем мире. Вроде бы совсем недавно в нашей стране был полный развал: экономики, устоев и морали. Но вот прошло несколько лет, и материальное благополучие наших граждан стало расти вверх, обнаруживая небывалое расслоение в рядах соотечественников. Казалось бы, одна проблема нашла свое решение, но ряд других, к сожалению, остается все еще на том же месте.
Ежегодно употребление алкоголя и табака разрушает здоровье миллионов и уносит жизни сотни тысяч наших граждан. Обиднее всего, когда среди них оказываются дети. Алкоголь и табак легко доступны и благодаря красочной рекламе ими увлекается все возрастающее число молодых людей. Эта проблема затрагивает семьи с разным достатком и уровнем культуры, но более всего ей подвержены так называемые дети «группы риска», становящиеся легкой добычей наркодельцов.
Среди причин, подталкивающих детей к употреблению психоактивных веществ основными являются: специфика возраста (постепенное отдаление от взрослых), преувеличенное представление о резервах собственного здоровья, особенности развития мышления (стремление строить контраргументы высказываниям взрослых), давление сверстников, СМИ, психологические черты (низкая самооценка, неуверенность), склонность к отклоняющемуся поведению.
По данным анонимных опросов: среди 8-9 летних детей 60% пробовали хотя бы глоточек алкоголя; 10-11 летние дети пробуют употребить алкоголь в тайне от взрослых на семейных торжествах, делают попытки покупать пиво и сигареты; к 8-9 классу остается около 5% детей никогда не пробовавших алкоголь, около 12% детей начинают в тайне от взрослых систематически курить и употреблять спиртные напитки, около 2% пробуют травку. Цифры ужасают, но что-то надо делать. Опыт показывает, что малый процент семей осмеливается на посещение специализированных центров помощи, значит, более действенной будет комплексная помощь «на месте», когда специалисты будут работать на базе школы.
Актуальность реализации данного проекта диктуется самой жизнью – это необходимость эффективной профилактики употребления психоактивных веществ, оказание социально-психологической помощи детям «группы риска», необходимость формирования здорового образа жизни.

Новизна проекта:
помощь семье и детям оказывается комплексно, на базе их учебного заведения с привлечением узких специалистов.

2.Цель проекта:


Обеспечение своевременной, высококвалифицированной социально-психолого-педагогической помощи детям, подросткам и их семьям в сфере коррекции и профилактики употребления психоактивных веществ, формирование здорового образа жизни.

3. Задачи проекта:

1.Подача объективной информации о вреде психоактивных веществ (наркотические и токсические вещества, алкоголь, табак);
2.Формирование у детей способности к психической самозащите в ситуации привлечения к употреблению психоактивных веществ;
3.Формирование личной ответственности за свои поступки и здоровье, развитие адекватной самооценки;
4.Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля (ИБИС);
5.Повышение функционального уровня систем организма (плавание, упражнения для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, массаж, фиточаи);
6.Вовлечение детей и подростков в оздоровительные кружки и секции, формирование потребности в здоровом образе жизни;

Для реализации поставленных задач используется интегративный подход, включающий в себя методы кооперативного обучения, «мозговой штурм», групповую дискуссию, ролевое моделирование, поведенческую и игровую терапию, фито- и фототерапию, музыкотерапию, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, упражнения энергизаторы, дыхательные упражнения, плавание, массаж, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику.
Занятия проходят в следующих помещениях школы:
Актовый зал
Кабинет психологической разгрузки.
Кабинет психолога (индивидуальное консультирование).
Массажный кабинет.
Бассейн.
Ингаляторий.

4. Содержание работ.

Предполагаемый охват 95% детей, посещающих школу (примерно 900 человек), в том числе дети «группы риска» (примерно 150 человек).
Механизм реализации проекта
1.Лекция для родителей: «Как распознать беду или Как уберечь ребенка от наркотиков»
Цель: информирование родителей о причинах и симптомах употребления детьми психоактивных веществ, способах профилактики. Как распознать, что ребенок курит, пьет спиртные напитки, употребляет наркотики? Что делать в подобной ситуации? Как это предотвратить?
По плану: по 1 занятию для родителей учащихся начальной школы, 5 классов, 6 – 7, 8-9, 10-11 классов. Всего 5 часов.
Место проведения: актовый зал.
Срок исполнения: март-апрель 2007 года
Исполнитель: врач – нарколог.


2.Занятия с учащимися 1-7 классов по курсу Романовой «Полезные привычки»
Цель: подача объективной информации о наркотиках; формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ; формирование навыков сопротивления давлению сверстников, формирование личной ответственности за свои поступки и здоровье.
По плану:
1-4 классы по 7 уроков,
5 кл – 12 уроков,
6 кл – 7 уроков,
7 кл – 8 уроков.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, на протяжении 2-3 месяцев.
Всего: начальная школа 19 кл х 7 уроков=133 часа
5-е классы 4 кл х 12 уроков =48 часов
6-е классы 5 кл х7 уроков = 35 часов
7-е классы 5 кл х 8 уроков = 40 часов
Итого: 256 часов
Место проведения: учебный кабинет
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнители: педагоги-психологи

3.Занятия для учащихся 8-11 классов о вреде психоактивных веществ и по избавлению от вредных привычек.
Цель: подача объективной информации о наркотиках; формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ; формирование навыков сопротивления давлению сверстников, формирование личной ответственности за свои поступки и здоровье.
По плану: по 10 занятий в 7-9 классах.
Всего: 30 часов.
Место проведения: актовый зал.
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнитель: педагог-психолог нижнекамского клуба «Оптималист»
По плану: по 10 занятий в 10-11 классах.
Всего: 20 часов.
Место проведения: актовый зал.
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнитель: врач – нарколог

4.Формирование групп из детей «группы риска» (10-15 человек в группе).
4а Обучение приемам саморегуляции по антистрессовой программе «ИБИС», фито-, фото- и музыкотерапия.
Цель: Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля, повышение функционального уровня систем организма.
По плану: 10 занятий 1 раз в неделю в 10 группах
Всего: 100 часов
Место проведения: кабинет психологической разгрузки.
Срок исполнения: апрель- май 2007 года
Исполнители: педагоги-психологи
4б Оздоровительные группы для детей «группы риска»
Цель: Повышение функционального уровня систем организма, вовлечение детей и подростков «группы риска» в оздоровительные кружки и секции, формирование потребности в здоровом образе жизни;
По плану: «плавание + ингаляторий» - 12 занятий 1 раз в неделю в 10 группах
Всего: 120 часов
Место проведения: бассейн, ингаляторий
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнитель: инструктор по плаванию
По плану: оздоровительная гимнастика 1 раз в 2 недели в 10 группах
Всего: 60 часов
Место проведения: зал ЛФК
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнитель: инструктор ЛФК
По плану: массаж 1 раз в 2 недели в 10 группах.
Всего: 60 часов
Место проведения: массажный кабинет
Срок исполнения: март-май 2007 года
Исполнитель: медсестра - массажист

5.Семейное консультирование по проблеме употребления психоактивных веществ, избавления от вредных привычек и способам предупреждения девиантного поведения.
Цель: оказание профессиональной помощи родителям по вопросам избавления от вредных привычек и способам предупреждения девиантного поведения.
Всего: 50 часов.
Исполнители: педагоги-психологи 20 часов
врач-нарколог – 30 часов.
Место проведения: кабинет психолога
Срок исполнения: март –май 2007 года

5.Эффективность проекта:

• полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Объективные показатели эффективности проекта:
1.Снижение числа детей, испытывающих желание попробовать или начать употреблять психоактивные вещества – анкетирование до и после реализации проекта,
2.Повышение личной ответственности за свою жизнь и здоровье и как следствие снижение числа детей, состоящих на внутришкольном учете.
3.Повышение количества детей из «группы риска», посещающих спортивные секции.

Комментариев нет: